Для монтажа металлических труб в своем большинстве используют сварку, но порой требуется фланцевое соединение труб из стали.
Данный вид соединения применяется для монтажа труб большого диаметра и в случаях, когда конструкция должна легко демонтироваться.
Фланец – это кольцо или квадрат (самые распространенные формы), плоской формы с несколькими отверстиями по периметру, для болтов (шпилей с гайками) и отверстием по центру для трубы.
Содержание статьи:
Общие сведения
Существует несколько видов фланцевого соединения, каждое из которых делается строго в соответствии ГОСТа:
- Плоские фланцы –ГОСТ 12820-81
- Воротниковые – ГОСТ 12821-81
- Свободные фланцы на приварном кольце –ГОСТ 12822-80
- Фланцы для сосудов и аппаратов ГОСТ 28759,2-90
- Кольцевая заглушка ГОСТ 12836-80
Чтобы соединение деталей было герметичным применяют уплотнители:
При помощи фланцев соединяются не только трубы между собой, но и производится монтаж труб к другим конструкциям. Например, к емкости, на патрубок которой установлен фланец или чтобы произвести стыковку изделий из разного материала.
Соединительные детали изготавливают из:
- Ковкого чугуна. Фланцы отливаются. Допустимое давление 4МПа. Допустимая температура жидкости от -300 до +4000
- Стали. Литые соединительные детали с допустимым давлением 20МПа и рабочей температурой от -2500 до +6000 . Применяются для монтажа изделий из разного материала.
- Стали. Приварные фланцы. Предназначены, для труб с небольшим давлением 2,5 МПа.
- Чугун серый. Литые фланцы используются, для труб с максимальным рабочим давлением 16МПа. Допускается транспортировка жидкости температурой от -150 до +3000.
Внимание! Стальные фланцы отливаются из легированной, углеродистой и нержавеющей стали.
Также выпускаются полипропиленовые фланцы, для монтажа пластикового трубопровода с незначительным давлением:
- Проходные – соединительные фланцы для труб
- Глухие – предназначены для установки в тупиковых ветках трубопровода.
Для того, чтобы соединить две детали потребуется два одинаковых фланцы, которые плотно прикреплены к срезу трубы.
Присоединяются фланцы двумя способами:
- Сажаются на резьбу. Такой вид установки соединительного элемента применим только для безнапорной магистрали.
- Крепятся путем приваривания.
Фланцы предназначенные для одной стыковки называют ответными. Когда элементы установлены, производится их соединение и закрепление при помощи болтов или шпилек. Шпильки закреплять проще и быстрее, так как резьба с двух сторон и затягивать гайки можно сразу с обоих концов.
Как выбрать фланцы для стальных труб?
Условный проход соединительного элемента – внутреннее сечение трубы, для которой выбирается фланец. Обозначается Ду (мм).
Важно! Приварные фланцы имеют еще одну маркировку, в виде латинской буквы, которая дает характеристику внешнему размеру (диаметру) трубы.
Ряд
Изделия с идентичным условным проходом, бывают разными:
- Отличие в расстоянии между крепежными отверстиями
- Разница в размере отверстий.
Обычно данный показатель называют рядностью. То есть, чтобы соединить две детали при помощи фланцев у них должен совпадать не только условный проход, но и быть одинаковая рядность.
Допустимый уровень максимального давления трубной магистрали
Показатель зависит от:
- Материала изготовления
- Есть или нет уплотнители, и из какого материала они сделаны
- Геометрических размеров деталей
Диапазон рабочей температуры
Монтаж с нарушением этого показателя приведет к течи в месте стыковки. Рабочая температура и рабочее давление величины взаимосвязанные, допустимые показатели всегда указаны в документации приложенной к изделию.
Уплотнители (прокладки)
Выбор данного элемента делается на основании таких показателей, как химический состав транспортируемой жидкости и какая нагрузка на трубопровод.
Изготавливают уплотнители из:
- Резины. Обладает высокой устойчивостью к агрессивным средам и температурам.
- Паронит. Хорошо использовать при монтаже трубопровода транспортирующего жиросодержащие среды.
- Фторопласт
- Асбестовый картон
Фланцевое соединение. Технология работ
- Соединительные детали должны быть без механических повреждений. Недопустимо наличие сколов, трещин, глубоких царапин, вмятин и т.д.
- Отсутствие на поверхности изделия ржавчины
- Перед установкой проверить болты (шпильки) на наличие брака.
- Убедиться в качественной резьбе
- Установить прокладку
- Проверить, как легло уплотнительное кольцо
Если используются квадратные фланцы для монтажа, то болты устанавливаются и затягиваются по диагонали. Только при соблюдении всех этих правил, возможно сделать качественное герметичное соединение.
Внимание! Установка б/у прокладок запрещена.
Когда все проверено и готово, можно приступать к затяжке. Накручивание гаек выполняется следующим образом: Первый болт, вставляется в любое отверстие фланцевого соединения, затягивается не до конца. Аналогично ставится второй болт, четко напротив первого. Третий крепится перпендикулярно первому и второму. Четвертый устанавливается напротив третьего.
По такой схеме устанавливаются все болты или шпильки.
Важно!!! Сразу затягивать гайки нельзя, нарушится герметизация.
После установки всех болтов можно начать их постепенно затягивать по той же схеме, каждый раз делая несколько оборотов гайки.
Чтобы степень затяжки была одинаковая, можно использовать специальные инструменты:
- Динамометрический ключ
- Пневматический гайковерт
- Натяжной механизм с гидроприводом
Через сутки после начала эксплуатации трубопровода, требуется подтянуть болты, так как часто в течении этого времени соединения ослабляются.
Важно! Если болты затягивать сильно, можно испортить резьбу, слабо или не равномерно магистраль даст течь.
Вопрос для профи от НЕ профи: в чем различие плоских и прижимных фланцев? Выглядят похоже, в сети пишут, что разница в размере отверстий, как я поняла, но разве это настолько важный фактор для выделения отдельного типа изделий? Разницу минимальную вижу и реально только в размерах… Подозреваю, что прижимные что-то прижимают — но что именно?😄